ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Программа государственного социального заказа Госагентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики

Проект

Термины и сокращения

государственный социальный заказ - механизм реализации части республиканских, отраслевых, региональных или муниципальных социальных программ, направленных на оказание социальных услуг населению либо на достижение иных общественно полезных целей путем вовлечения в их реализацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основанный на договорных отношениях, обеспеченный финансированием из республиканского и/или местного бюджетов;

программа государственного социального заказа - совокупность организационных, экономических и технических мер, утвержденных уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления и направленных на предоставление социальных услуг населению и/или осуществление общественно полезных проектов посредством размещения государственного социального заказа;

уполномоченный государственный орган - государственный орган, полномочия которого включают предоставление социальных услуг населению либо достижение иных общественно полезных целей в сферах, предусмотренных статьей 5 Закона КР «О государственном социальном заказе»;

гражданская культура - показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах в рамках права и закона Кыргызстана.

государственный заказчик - уполномоченный государственный орган (или его территориальное подразделение) либо орган местного самоуправления, размещающий государственный социальный заказ и контролирующий его исполнение;

исполнитель государственного социального заказа - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с государственным заказчиком договор на реализацию государственного социального заказа; круг исполнителей государственного социального заказа может различаться в зависимости от формы государственного социального заказа;

общественно полезный проект - комплекс мероприятий, направленных на достижение общественно полезных целей, с установленными сроками реализации, а также иными параметрами, включая необходимые ресурсы;

социальная услуга - действие по оказанию помощи лицам в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, а также содействия в решении проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией;

социальный талон (ваучер) - документ, удостоверяющий право физического лица на получение социальной услуги и право юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказавшего эту услугу, на ее оплату из бюджетных средств, в порядке и размерах, предусмотренных договором на оказание социальной услуги, оплачиваемой посредством социальных талонов;

получатель социальной услуги - физическое лицо, которое получает социальную услугу в соответствии с Законом КР «О государственном социальном заказе» и законодательством Кыргызской Республики, регулирующим отношения в сферах, перечисленных в статье 5  Закона КР «О государственном социальном заказе».

Введение

Присоединившись к международным соглашениям, Кыргызстан взял на себя обязательства достижения Целей устойчивого развития, в центре которых находится человек, обладающий правом на достойную и безопасную жизнь.

Здоровые граждане, особенно молодежь, обладают высоким уровнем активности, трудоспособностью, готовностью к изменению институтов общества, стремлением внести свой вклад в будущее страны. Граждане Кыргызстана нуждаются в действенной поддержке государства и общества для того, чтобы вести здоровый образ жизни, активно участвовать во всех сферах общественной жизни. раскрывать свой потенциал и приносить пользу себе, своим близким и вносить вклад в развитие и процветание своей страны.

Процессы развития общества в Кыргызстане подвергаются воздействию различных тенденций. К ним относятся демократические процессы, культурное, политическое, этническое многообразие, экономическая трансформация, нарастание информационных потоков и развитие цифрового пространства, расширяющие возможности человека в общественных коммуникациях.

Настоящая Программа государственного социального заказа Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики на 2018-2020 годы (далее Программа) опирается на опыт и достижения в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта. Она разработана в соответствии с нормами Конституции Кыргызской Республики, основными стратегическими документами «Жаны доорго кырк кадам», «Таза коом, жаны доор», «Таза коом», Бюджетным кодексом Кыргызской Республики, Законами Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики», «О физической культуре и спорте», «О государственном социальном заказе», приказом Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики (далее Госагентство) от 25 октября 2017 года № 359-н, а также на основе анализа текущих тенденций развития молодежной сферы, отечественного и международного опыта, позиций ключевых заинтересованных сторон, выявленных в ходе подготовки документа.

В Программе сформулирован системный подход уполномоченного государственного органа и его партнеров к развитию сферы государственного социального заказа (далее ГСЗ). Программа является руководящим документом для всех заинтересованных и вовлеченных групп. Ее реализация должна привести к качественно новому состоянию в сферах развития молодежи, физической культуры и любительского спорта в конкретных сообществах на местном уровне.

Программа включает в себя цели, основные приоритеты, задачи и ключевые действия/меры, направленные на развитие молодежи, любительского спорта и физической культуры, особенно на местном уровне.

Важной характеристикой Программы, разработанной в процессе согласования позиций групп интересов, является учет целей страны, культурных, гендерных и других особенностей современного общества в Кыргызской Республике, приверженность правам человека и нацеленность на результаты, обеспечивающие устойчивое развитие страны. Программа учитывает результаты исследований в сфере спорта и физической культуры, молодежного развития, в том числе национального исследования «Индекс благополучия и развития молодежи Кыргызстана», проведенного по заказу Госагентства (далее ИБРМ).

Меры политики и действия увязаны с бюджетным процессом, обеспечиваются необходимыми финансовыми и иными ресурсами. В их осуществление будут вовлечены все заинтересованные стороны – государственные органы, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные проекты и программы.

Реализация Программы будет сопровождаться непрерывным мониторингом и оценкой промежуточных, а также конечных результатов.

Деятельность в рамках Программы будет прозрачной и открытой на всех этапах и уровнях.

Общее видение и специфика программы ГСЗ

Граждане активно участвуют в реализации стратегических целей устойчивого развития Кыргызской Республики, продвигают социально важные проекты, программы, а также ценности здорового образа жизни, прежде всего любительского спорта и физической культуры, способствуют развитию человека и общества в социальной, экономической, политической, культурной, образовательной и других сферах.

Цели и задачи Программы

Цель 1. Содействие укреплению здоровью граждан через повышение физкультурно-спортивной активности населения.

Цель 2. Создание благоприятных условий для культурного, социального и экономического развития молодых кыргызстанцев.

Задачи:

  1. Поддержать местные инициативы по вовлечению детей и молодежи от 7 до 18, лиц с ограниченными возможностями здоровья, сельских женщин к физической культуре и любительскому спорту.
  2. Способствовать внедрению нормативов физической подготовленности в систему школьного образования.
  3. Создать благоприятную среду для активного участия молодежи в общественно-полезной деятельности в рамках стратегических документов.

Основные выгодополучатели.

В сфере физической культуры и спорта:

- сельская молодежь;

- школьники 4, 9, 11 классов;

- лица с ограниченными возможностями здоровья;

- сельские женщины.

В сфере молодежной политики:

  1. Молодежь, проживающая в сельской местности;
  2. Молодежь, находящаяся в тяжелой жизненной ситуации:

- лица с ограниченными возможностями здоровья;

- молодые люди оставшиеся без попечения родителей (законных представителей) или имеющие ближайших родственников, находящихся на их иждивении, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- малоимущие;

- жертвы экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- кайрылманы;

- воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений

- выпускники детских домов.

Сроки реализации Программы

Программа будет  реализовываться в течение трех лет с 2018 по 2020 годы

Анализ и оценка текущих тенденций

Сфера любительского спорта и физической культуры.

Хорошее физическое состояние человека является одним из важнейших факторов сохранения здоровья нации, но на сегодняшний день вовлеченность граждан Кыргызской Республики в занятия спортом и физической культурой остается на низком уровне.

Несмотря на положительную динамику и рост уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом  за последние годы с 7 до 15 процентов (2006-2016 годы), массовость занятий физической культурой и спортом в Кыргызской Республике все же находится на низком уровне. Этот факт, подтвержденный Программой Правительства Кыргызской Республики «Спортивный Кыргызстан»,  отражает негативное влияние на безопасность генофонда нации по компоненту «здоровье». В неравном положении находятся молодые девушки, а также женщины. Их доля в числе вовлеченных в занятия спортом составляет менее 5%.

Учитывая факт, что ведение здорового образа жизни, как превентивная мера по сохранению здоровья, требует меньших финансовых затрат нежели процесс лечения, крайне важно повысить интерес населения к занятиям физической культурой и спортом.

Отмечается отрицательная динамика состояния здоровья населения, в том числе молодежи. Более половины юношей допризывного возраста не выполняют норм и требований по физической подготовке программно-нормативных основ физического воспитания. Вследствие малоподвижного образа жизни происходит омоложение «возрастных заболеваний», повышается смертность от заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых заболеваний. Как следствие, состояние физического здоровья населения, особенно молодежи, вызывает обоснованную тревогу государства и гражданского общества.

Недостаточно внимания уделяется привлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом. Данный вопрос не может быть решен исключительно путем пропаганды и информирования, так как в силу специфики проблемы, необходимо создать определенные условия для ЛОВЗ.

Наблюдается низкая привлекательность спортивной сферы для привлечения инвестиций. В плохом состоянии находится спортивная инфраструктура и инвентарь. Ситуация немного лучше в городах Кыргызстана и столице, но, в первую очередь, для мужчин. Обеспеченность населения объектами физической культуры и спортом в среднем составляет 15%.

Следует отметить неравномерность распределения физкультурно-спортивной инфраструктуры по регионам страны. В то же время ее отсутствие не является основанием для низкой заинтересованности населения в занятиях физической культурой и спортом. На данный момент, для среднестатистического гражданина Кыргызской Республики занятие физической культурой и спортом ассоциируется или с походом в фитнесс-клубы или с определенными видами спорта, что несомненно является заблуждением.

Сегодня было утрачено восприятие физической культуры как нормы жизни, когда утренние зарядки и физические нагрузки в домашних условиях также являлись неотъемлемой частью ведения здорового образа жизни. На данном этапе крайне важно выстроить информационную кампанию на основе двух концепций:

  1. Занятия физической культурой и спортом – это залог сохранения здоровья;
  2. Занятия физической культурой и спортом – это недорого и доступно.

Современное состояние спортивной научной просветительской работы в КР находится на очень плохом уровне. Фиксируется высокий отток тренерско-преподавательских кадров вследствие низкой заработной платы. Наблюдается острый дефицит учителей физической культуры и тренерско-преподавательского состава для спорта, особенно этот вопрос актуален для регионов. В 2016 году в республике работало всего 1,6 тыс. тренеров-преподавателей. На одного тренера приходится 2250 человек в возрасте от 10 до 49 лет.

В числе основных причин, наряду с недостаточным финансированием, техническим обеспечением, выделяют отсутствие научной медицинской и фармакологической базы для занятий физической культурой и спортом. Имеющееся количество государственных учреждений спорта недостаточно для растущего шестимиллионного населения.

Основные причины такой ситуации заключаются во взаимосвязанных между собой элементах: недостаточном финансировании спортивных организаций, низкой заработной плате работников физической культуры и спорта, отсутствии соответствующей инфраструктуры, нехватки тренерско-преподавательского состава, а также отсутствие бизнес планирования при запуске спортивных объектов. Межведомственное, межотраслевое взаимодействие по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения находится на низком уровне.

Процессы развития молодежи в Кыргызстане подвергаются воздействию различных тенденций. К ним относятся: гражданско-правовые процессы, культурное, политическое, этническое многообразие, экономическая трансформация, нарастание информационных потоков и развитие информационно-коммуникационных технологий, расширяющие возможности молодежи в общественных коммуникациях.

Сфера молодежи.

Процессы развития молодежи в Кыргызстане подвергаются воздействию различных тенденций. К ним относятся гражданско-правовые процессы, культурное, политическое, этническое многообразие, экономическая трансформация, нарастание информационных потоков и развитие информационно-коммуникационных технологий, расширяющие возможности молодежи в общественных коммуникациях.

Анализ результатов молодежной политики и современной ситуации в молодежной сфере подготовлен на основании данных Национального статистического комитета КР, ИБРМ и ряда других исследований, которые выявили следующие показатели.

Согласно ИБРМ расчетный индекс составил 0,55, при максимально возможном показателе в 1. Достаточно высокий показатель составил по субиндексу «Безопасность и защищенность» - 0,72 баллов.

Высокие значения зафиксированы по субиндексам «Семейные ценности» - 0,62 балла и «Образование и наука»  - 0,66 балла, здоровье – 0,56 балла, в сфере гражданского участия – 0,51 балла. Данные значения находятся на достаточно высоком уровне и по относительной величине вполне сопоставимы с показателями в развитых странах.

В то же время необходимо отметить, что наиболее низкие показатели зафиксированы по сферам «Экономические возможности» - 0,45 баллов и «Культура» - 0,36. 

Как показывают статистические данные, население Кыргызстана к 2017 году составляет примерно 6 млн. 140 тыс. (из которых, 34% - городское население и 66% сельское население. В городской местности проживает 984 774 мужчин и 1 089 165 женщин. В сельской местности проживает 2 057 736 мужчин и 2 008 525 женщин, где 1 124 327 женщин трудоспособного возраста. 36% населения составляют дети и молодежь в возрасте до 18 лет. Как показывают исследования ЮНФПА к 2020 году начнется устойчивое снижение доли рождаемости детей. Количество экономически активного населения составляет примерно 2,5 миллиона человек, из которых около четверти находится за пределами страны.

На сегодняшний день количество сельской молодежи составляет около 1,2 миллиона человек. По данным ИБРМ и результатам общественного мониторинга государственных услуг, проведенного по инициативе Аппарата Правительства Кыргызской Республики в 2017 году, доступность и качество государственных и муниципальных услуг для молодежи в сельской местности значительно ниже, чем в городах.

Следует признать существование ограниченных возможностей для проявления экономической активности молодежи, что толкает их к активной внешней и внутренней миграции.

Уровень занятости молодежи: в возрасте от 15-19 лет у женщин занято около 16%, у мужчин - около 26%, в возрасте от 20-24 составляет 37% и 66%, а в возрасте 25-29 лет составляет около 53% и 89% соответственно. Ежегодный прирост экономически активного населения составляет порядка 40-45 тыс. человек. Во всех возрастных группах уровень занятости мужчин выше (61%), чем уровень занятости женщин (35%), но наиболее значительный разрыв наблюдается в возрастной группе 24-28 лет. В этом возрасте молодые женщины чаще всего оставляют работу в связи с рождением ребенка и ведением семейного хозяйства. Незанятость женщин способствует снижению их социализации и угрозе разрушения традиционных моногамных семейных ценностей.

Как показывают проведенные исследования, молодежь в целом, экономически и финансово неграмотна. Ограниченный доступ к качественному образованию, бизнес планированию, игнорирование рыночных механизмов и незнание странового и местного рынков приводят к разочарованности в предпринимательской и бизнес сферах. После окончания вузов многие молодые люди вынуждены переучиваться или получать дополнительное образование.  Ввиду недостатка рабочих мест, особенно в регионах и сельской местности, парни и девушки вынуждены в поисках работы мигрировать. Ежегодный отток экономически активного населения составляет 5-10%.

При трудоустройстве, согласно исследованиям потребностей и нужд молодежи, большое значение имеет фактор личных связей.

Участие молодежи в предпринимательской деятельности сильно ограничено их экономическими возможностями, неразвитостью и недоступностью банковских услуг, слаборазвитым рынком сбыта товаров, слабой платежеспособностью населения, налогообложением, особенно в регионах и сельской местности и прочим.

Исследования показывают, что оплата труда молодежи ниже, чем у других работников. Причиной низкой заработной платы молодежи является невысокая производительность труда, недостаток квалификации.

Кыргызстан относится к странам с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по онкологическим заболеваниям. Основными факторами смертности в Кыргызской Республике среди молодежи являются неинфекционные причины.  В Кыргызской Республике они являются основной причиной нетрудоспособности, заболеваемости и преждевременной смертности. По данным Республиканского медико-информационного центра в 2012 году в структуре причин смертности населения Кыргызской Республики ведущее место занимали сердечно-сосудистые заболевания. На втором месте - травмы и отравления, на третьем - новообразования и болезни органов дыхания. Онкология занимает одно из ведущих мест в причинах смертности населения страны. Высоким остается уровень суицида среди подростков в возрасте до 16 лет. Среди повышения различной заболеваемости молодежи является ограниченный доступ к чистой питьевой воде, причинами которых является человеческий фактор и недостаточное внимание со стороны государства. Население Кыргызстана испытывает серьезные проблемы доступа к качественной системе здравоохранения. Государственная система здравоохранения слабо ориентирована на профилактику населения в предотвращении заболевания различными болезнями.

По состоянию на1 января 2014 года в стране проживают 156 тыс. ЛОВЗ, из них - 27 тыс. детей до 18 лет. В процентном соотношении численность ЛОВЗ составляла 2,7% от общего количества населения. Из них 17,1% - дети. На сегодняшний день статистика по инвалидам среди молодежи от 14-28 лет не ведется. Поэтому потребности инвалидов из числа молодежи в процессе разработки государственной политики не всегда учитываются. Данные Министерства труда и социального развития КР показывают тенденцию роста числа ЛОВЗ, прошедших медицинское освидетельствование. До сих пор остаются актуальными проблемы доступа ЛОВЗ к объектам социальной инфраструктуры, образованию, трудоустройству, к информации и информационным технологиям, создания сети ресурсных центров, центров планирования образования и карьеры на метах и т.д.

 Требуется работа с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Предоставление государственных и муниципальных услуг уязвимым группам, особенно молодежи, требует пристального внимания со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.

В стране только 20% всех детей охвачены активными мерами социальной защиты. Из общего количества дети, получающие пособия по малообеспеченности, составляют около 77%, дети, получающие социальные пособия - около 3,3%, дети, получающие пенсии по случаю потери             кормильца -  около17,2%, дети, находящиеся в интернатных учреждениях - около 2,3%.

Значительная доля бюджетных ресурсов идет на финансирование инфраструктуры социальных учреждений, а не на финансирование потребностей нуждающихся. На сегодняшний день координация деятельности министерств и ведомств, предоставляющих социальную защиту населению, осуществляется на низком уровне.

В Кыргызстане насчитывается порядка 14 тыс. детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Министерства труда и социального развития КР в государственных учреждениях содержится около 7 тыс. детей. По республике, всего около 510 детей сирот, содержащихся в специальных учреждениях. На сегодняшний день, порядка 400 детей становятся выпускниками детских домов ежегодно. К сожалению социальная система защиты детей-выпускников детских домов работает с большими проблемами и вероятность их попадания в группы риска остается высокой.

Тяжелой социальной проблемой общества является бедность населения. В 2016 году этот уровень составлял 25.4%, или свыше 1.5 млн человек. За чертой крайней бедности в стране находилось 0.8% населения (49 тыс.). 74% бедного населения проживала в сельской местности. В целом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом уровень бедности сократился на 6.7%, крайней бедности – на 0.4%. По итогам года уровень бедности среди жителей сельской местности снизился на 4.6%, в городах — на 10.7%. Наибольшие проблемы испытывают молодые люди, проживающие в приграничных, отдаленных районах, жертвы различного рода экологических бедствий, дети мигрантов и кайрылманы.

По данным Министерства чрезвычайных ситуаций КР, в Кыргызстане зафиксировано около 325 катастроф природного характера, от которых погиб 141 гражданин. За последние 12 лет пострадавшими от стихийных бедствий признаны 30 тысяч семей. Из них около 8,4 тысячи семей нуждаются в финансовой и иной помощи.

По официальным данным с момента обретения независимости по 2015 год в Кыргызстан вернулось около 50 000 этнических кыргызов (кайрылманы), из которых порядка 40 000 получили гражданство. Для государства на сегодняшний день представляет некоторую проблему адаптация и социализация такой категории граждан.

Несмотря на усилия органов государственного управления и ОМСУ по развитию молодежи, все еще сохраняется значимость многих проблем. В национальных, государственных и территориальных программах недостаточное место уделяется проблемам и потребностям молодежи. Большую озабоченность вызывает неравномерность развития и благополучия на уровне регионов. Наблюдается низкая координация и сотрудничество между различными органами государственного управления, ответственными за благополучие и развитие молодежи. Практически отсутствует взаимодействие между государственными органами и ОМСУ по вопросам и проблемам молодежной политики на местах. В целом, низкий уровень со-организации ответственных сторон свидетельствует о слабой эффективности мер в отношении молодежи.

Численность учащейся молодежи составляет примерно 37,3%. Конъюнктура на внутреннем рынке труда и в странах, принимающих трудовую миграцию из Кыргызстана, задает новые тренды: растет число студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования, снижается количество студентов вузов. По данным НСК 16 тыс. детей не посещают школы, по данным Министерства образования и науки КР    75,5 тыс. детей, большая часть которых проживает в Бишкеке.  Что касается сферы предоставления услуг образования на местах, то сегодня можно указать на их низкое качество и несоответствие параметрам современного рынка труда.

Развитие научной инновационной активности в республике сдерживается совокупностью таких факторов, таких как отставание в развитии рыночных отношений, низкая степень зрелости конкурентной среды, неоправданная бюрократизация исполнительной власти, ограниченность финансовых ресурсов предприятий, высокие риски, отсутствие соответствующей инфраструктуры, низкая инновационная культура. Наблюдается отсутствие целевой государственной программы, направленной на внедрение инноваций в производство, отсутствие координации и взаимодействия в системе государство-наука-бизнес, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций, неопределенность экономической выгоды от внедрения и т.д.

         Особое значение в развитии молодежной сферы играет культура. К сожалению, как на государственном, так и на уровне гражданского общества и предпринимательского сообщества, этой области уделяется незначительное внимание. Эту ситуацию подтверждает ИБРМ, который показывает, что проблемы развития культуры среди молодежи являются следствием финансовых возможностей молодежи для формирования и проведения культурного досуга, недостаточного государственного финансирования сферы культуры, а также ограниченного доступа к культурному времяпровождению.

Со стороны родителей в целом уделяется мало времени на культурное развитие свих детей. Молодежь особенно в сельской местности не находит времени на культурное времяпрепровождение по причине ограниченности доступа к инфраструктуре культуры. Существующие культурные учреждения слабо работают в вопросах привлечения детей и молодежи. В результате культурное развитие в Кыргызстане испытывает серьезный кризис, деградацию, а также зависимость от внешних трендов. Как следствие, вырастает молодежь, которая слабо ассоциирует себя с Кыргызстаном, устраняясь от участия в развитии страны.

         Развитие культуры отражается на развитии семейных отношений. Большое влияние на формирование семьи играют традиционные связи молодых людей со своими родителями. Большое значение имеет официальная регистрация отношений, которая на сегодняшний день имеет все меньше оснований. Молодежь слабо информирована о том, что совершение религиозных брачных обрядов не является актом государственных брачных отношений. Государство сегодня не оказывает должной поддержки молодым людям, вступающим в брак.

Приведенный анализ ситуации показывает множественность проблемных ситуаций, позволяет определить проблемы и действия в рамках настоящей Программы.

Актуальные социальные проблемы:

- недостаточность объектов инфраструктуры для занятий спортом и физической активностью, их несоответствие международным стандартам и требованиям, неравномерность территориального распределения, отсутствие современного оборудования и инвентаря;

- недостаточность профессиональных кадров, отсутствие современных методик и технологий организации учебно-тренировочного процесса и обеспечения необходимыми средствами, отсутствие профессионального биолого-медицинского и научного сопровождения;

- низкий уровень мотивации населения к занятиям физической культурой и спортом, отсутствие многообразия и альтернативных возможностей для реализации активного образа жизни и увлечения спортом, отсутствие системной пропаганды пользы и возможностей физической активности;

- молодежь не проявляет предпринимательской активности по разным причинам;

- отсутствие действенных каналов взаимодействия между государственными органами и общественными организациями и сообществами;

- социальные проекты, которые реализуются, зачастую не решают проблем сообществ;

- сообщества оторваны от участия в формулировании и реализации социально-значимых проектов;

- молодежь не самоопределилась в своем развитии и не имеет представления о том, как можно реализовать свои нужды и потребности;

- сложившаяся система социальных норм и нормативов слабо структурирована, в ней не выделяют приоритетных показателей уровня жизни, связанных с решением наиболее неотложных и жизненно важных проблем;

- отсутствие государственного социального сопровождения выпускников детских домов, их экономическая неустойчивость, неопределенность и др.

Приоритеты, задачи и меры

          Программа будет реализовываться в двух приоритетных направлениях.

          Приоритет I. Эффективное привлечение граждан в занятия любительскими видами спорта и физической культурой.

          В рамках этого приоритета предусмотрено выполнение следующей меры:

          конкурс общественно-полезных проектов, нацеленных на внедрение:

          - нормативных основ физического воспитания;

          - вовлечение ЛОВЗ к занятиям любительским спортом и физической культурой;

          - вовлечение сельских женщин в любительский спорт и физическую культуру.

          В результате реализации данной меры вырастет:

          - доля школьников, сдавших нормативы физической подготовки;

          - число школ, в которых внедрены нормативы физической подготовки;

          - количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом;

          - количество женщин в сельской местности, охваченных физкультурно-спортивным движением.

          Приоритет II. Создание благоприятных условий для экономического и культурного развития молодых кыргызстанцев.

          Клюевой мерой данного приоритета является:

Конкурс общественно-полезных проектов по направлениям:

          - создание условий для экономического благополучия молодежи;

          - развитие гражданской культуры молодежи Кыргызстана.

          Результатами данной меры станут:

          - рост количества представителей целевой группы - молодежи, получивших образовательные услуги по достижению экономического благополучия;

          - условия для развития культуры молодежи, прежде всего гражданской, что позволит повысить показатель ИБРМ по культуре.

          Задачи:

  1. Поддержать местные инициативы по вовлечению детей и молодежи от 7 до 18, ЛОВЗ, сельских женщин к физической культуре и любительскому спорту.
  2. Способствовать внедрению нормативов физической подготовленности в систему школьного образования.
  • Создать благоприятную среду для активного участия молодежи в общественно-полезной деятельности в рамках стратегических документов.

ожидаемые результаты

  1. Увеличение доли детей и молодежи от 7 до 18 лет, принимающих участие в сдаче нормативов по физической подготовленности.
  2. Увеличение числа ЛОВЗ, активно занимающихся физической культурой и спортом.
  3. Увеличение числа сельских женщин, занимающихся физической культурой и спортом.
  4. Молодые люди ориентированы на достижение экономического самостоятельности.
  5. Продвижение современных технологий и методов воздействия на развитие культуры молодежи.

          Важным результатом реализации Программы станет развитие молодежного активизма, направленного на решение значимых социальных проблем и общественно-полезных целей.

Оценка вызовов и рисков

Реализация Программы сопряжена с рисками  и угрозами, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:

- макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики  и  уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита и инфляции. 

- операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой данной  программы.

Оценка ресурсов

Реализация Программы будет финансироваться из средств республиканского бюджета в размере не менее 4 млн. сом ежегодно. В рамках проектов, предложенных местными партнерами, будут привлекаться ресурсы из внебюджетных источников.

Управление реализацией Программы

Реализация Программы в полном объеме будет осуществляться Госагентством с привлечением уполномоченных государственных органов, партнеров из негосударственного сектора и международных организаций.

Управление реализацией Программы будет осуществляться в соответствии с Законом КР «О государственном социальном заказе», а также другими нормативными правовыми актами.

Руководитель уполномоченного государственного органа осуществляет общую координацию и контроль реализации Программы, формулирует цели и принимает решения в процессе выполнения Программы, в том числе по результатам непрерывного мониторинга и оценки.

Управленческие функции по приоритетам реализуются заместителями директора, курирующими сферу физической культуры и спорта и сферу молодежной политики, а также отделом развития физической культуры в регионах и отделом взаимодействия и координации по делам молодежи.

Выполнение Программы будет сопровождаться оценкой деятельности вовлеченных сотрудников, по результатам которой будет осуществляться представление на получение премий и наград, внесение предложений руководству о поощрении сотрудников и внешних исполнителей и предложений руководству о наложении дисциплинарных взысканий.

Управление реализацией Программы предусматривает мониторинг эффективности мероприятий Программы и расходования выделяемых средств на основе анализа предоставляемой информации, подготовку отчетов и представление их в установленном порядке заинтересованным сторонам, в том числе и с привлечением социальных партнеров и независимых оценщиков.

Внесение предложений о корректировке мероприятий Программы или отдельных действий в соответствии с основными параметрами и приоритетами устойчивого развития Кыргызской Республики;

Вся информация о Программе будет размещена на официальных сайтах уполномоченного государственного органа и его партнеров.

Мониторинг и оценка реализации Программы

Программа нацелена на повышение качества работы с гражданами Кыргызстана и достижение общественно полезных целей в развитии граждан, особенно сферы молодежи, физической культуры и любительского спорта путем вовлечения в их реализацию некоммерческих организаций, бизнес структур и частных лиц.

Регулярный мониторинг и оценка выполнения Программы и Плана мероприятий станут эффективным инструментом отслеживания прогресса в их реализации, который позволит принимать своевременные решения и вносить необходимые коррективы.

Согласованная система количественных и качественных индикаторов является неотъемлемой составляющей мониторинга, промежуточной и финальной оценки прогресса в реализации приоритетов, обозначенных на 2018-2027 годы в рамках настоящей Программы.

Источниками информации для мониторинга и оценки являются отчеты конкурсных комиссий, исполнителей, опросов среди  целевых групп и другие материалы. Информационной базой мониторинга реализации Программы также являются данные статистического наблюдения, информация государственных органов, органов местного самоуправления и их подразделений, участников реализации мероприятий настоящей Программы, а также результаты независимых опросов.

Отчет о результатах мониторинга и оценки направляется государственному заказчику, а также исполнителю общественно полезного проекта. Результаты мониторинга и оценки являются открытой информацией, которые могут быть обсуждены с заинтересованными государственными органами, представителями гражданского общества, органов местного самоуправления, независимыми экспертами, а также партнерами по развитию.

Результаты мониторинга и оценки будут использоваться для корректировки Программы, поиска новых идей, рационального использования ресурсов и будут доступны для всех вовлеченных участников, заинтересованных групп и граждан.

Мониторинг и оценка осуществляются на основе Плана:

  • Формирование мониторинговой рабочей группы, в составе сотрудников ГАМФКС, членов конкурсной комиссии и независимых экспертов
  • Инициирование приказа об образовании рабочей группы
  • Разработка документов:
    • техническое задание с ежемесячным предоставлением нарративного и финансового отчета,
    • годовой план-график (сентябрь-ноябрь; с учетом 2 выездов сотрудника, ответственного за реализацию проекта в сентябре и в ноябре; 1 раз в месяц сотрудник территориального структурного подразделения);
  • Инициирование приказа об утверждении годового плана
  • Проведение конкурса на закупку услуг независимого эксперта по мониторингу и оценке
  • Проведение заседаний рабочей группы
  • Анализ предварительной информации об объекте мониторинга (результаты предыдущего мониторинга, контактная и техническая информация об объекте мониторинга, предложения и жалобы получателей услуг и т.п.)
  • Иные необходимые меры и инструменты для проведения мониторинга и оценки

Приложение

Проект

План реализации Программы государственного социального заказа Государственного агентства по делам молодежи,

физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики на 2018-2020 годы

Стратегические цели и задачи:

Цель 1. Содействие укреплению здоровью граждан через повышение физкультурно-спортивной активности населения.

Цель 2. Создание благоприятных условий для культурного, социального и экономического развития молодых кыргызстанцев.

Задачи Программы:

  1. Поддержать местные инициативы по вовлечению детей и молодежи от 7 до 18, ЛОВЗ, сельских женщин к физической культуре и любительскому спорту.
  2. Способствовать внедрению нормативов физической подготовленности в систему школьного образования.
  3. Создать благоприятную среду для активного участия молодежи в общественно-полезной деятельности в рамках стратегических документов.

 

Меры/действия

Сроки реализации

Категории

исполнителей государственного социального заказа

Получатели социальных услуг

Бюджет

Исполнители/

ответственные

Результат

Территориальный охват

Приоритет I. Эффективное привлечение граждан в занятия любительскими видами спорта и физической культурой.

.

Конкурс общественно-полезных проектов, нацеленных на внедрение:

- нормативных основ физического воспитания;

- вовлечение ЛОВЗ к занятиям любительским спортом и физической культурой;

- вовлечение сельских женщин в любительский спорт и физическую культуру

 

Общественно-полезные цели под мероприятия:

- Привлечение детей и молодежи с 7 до 18 лет к активным занятиям физической культурой

- Социализация ЛОВЗ через занятия физической культурой и спортом.

- Расширить возможности сельских женщин в доступе к инфраструктуре физической культуре и спорте (пропаганда, инфраструктура, секции, кружки, обучение и т.д.)

 2018 - 2020

НКО

Для первого лота: Дети и молодежь от 7 лет до 18 лет,

Для второго лота: ЛОВЗ

 

Для третьего лота: женщины сельской местности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 млн сом ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРФКР

- Увеличивается доля детей и молодежи от 7 до 18 лет, принимающих участие в сдаче нормативов по физической подготовленности.

 

- Увеличение числа ЛОВЗ занимающихся активными занятиями физической культурой и спорта;

 

- Увеличение числа сельских женщин занимающихся активными занятиями физической культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КР

Приоритет II. Создание благоприятных условий для экономического и культурного развития молодых кыргызстанцев.

2

Конкурс общественно-полезных проектов по направлениям:

- создание условий для экономического благополучия молодежи;

 

- развитие гражданской культуры молодежи Кыргызстана

 

Общественно-полезные цели:

  1. Создана благоприятная среда для экономической самостоятельности
  2. Создана благоприятная среда для развития культурного потенциала молодежи.

2018 - 2020

  НКО

Молодежь, находящаяся в сложной жизненной ситуации

 

Сельская молодежь

 

2 млн сом ежегодно

 

ОКВДМ

- Молодые люди ориентированы на достижение экономического самостоятельности

 

 

 

 

 

 

- Продвижение технологий, методов воздействия на культуру молодежи

КР

1.1.

Создание электронной базы социальных проблем общественно-полезных целей.

Январь -февраль 2018 г

 

 

 

ОМП,

ОРФКР,

ОСО (пресс-служба)

 

 

1.2.

Опубликование проекта Программы для общественного обсуждения

С 21 февраля 2018 года.

 

 

 

 

 

ОМП,

ОРФКР,

ОСО (пресс-служба)

 

 

1.3.

Утверждение и опубликование Программы

До 20  апреля 2018 г.

 

 

 

 

ОМП,

ОРФКР,

ОСО (пресс-служба)

 

 

1.4.

Размещение объявления о проведении конкурса общественно полезных проектов и об отборе в состав грантовой комиссии от гражданского общества

2018 год - с 1 мая.

2019-2020 гг. – с 1 апреля

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

ОСО (пресс-служба)

 

 

 

1.5.

Проведение информационного собрания

2018 – 18 мая.

2019-2020 гг. – 18 апреля

 

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

1.6.

Формирование грантовой комиссии

2018 год – до 20 мая.

2020 год – до 20 апреля.

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

Опубликование решения о составе грантовой комиссии

2018 год – до 23 мая.

2020 год – до 23 апреля

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

ОСО (пресс-служба)

 

 

 

Обучение членов грантовой комиссии

2018 год – до 28 мая.

2020 год – до 28 апреля

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

Проведение первого заседания грантовой комиссии

(не позднее 5 календарных дней со дня опубликования ее персонального состава) – 2018 год -до 28 мая.

2019-2020 гг. – 28 апреля

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

1.7.

Создание базы данных конкурсантов (участников)

2018 год - с 1 мая

 

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

ОСО (пресс-служба)

 

 

1.8.

Организация приема заявок

2018 год: с 1 мая по 1 июня.

 

2019-2020 гг. – с 1 апреля до  3 мая

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

1.9.

Приказ Госагентства

2018 год:  до 3 июля.

 

2019-2020 гг. – до 6 мая

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

1.10.

Публикация приказа Госагентства об утверждении Протокола грантовой комиссии и рейтингового списка

2018 год: до 9 июля.

 

2019-2020гг. – до 9 апреля

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

ОСО (пресс-служба)

 

 

1.11.

Принятие справок о неимении задолженностей по налогам и страховым взносам от победителей конкурса

2018 год: до 16 июля

 

2019-2020гг. – до 16 апреля

 

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

Заключение договора о реализации проектов

2018 год: до 23 июля

 

2019-2020 гг. – до 23 апреля

 

 

 

 

 

 

1.15.

Приказ Госагентства об образовании рабочей группы и плана-графика по мониторингу исполнения проектов

2018 год: до 1 августа

 

2019-2020 гг. – до 1  июня

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

Мониторинг исполнения проектов в рамках государственного заказа

Ежеквартально с момента подписания договора до окончания проекта

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР,

ОФП,

Территориальные структурные подразделения Госагентства

 

 

1.16.

Оценка проекта

По завершению проектов грантополучателей.

Экспертная оценка результатов проекта – до 1 октября 2021 года

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР

 

 

1.17.

Отчет и его размещение на сайте госоргана

Итоговый отчет по окончание проекта –  до 1 февраля 2021 года

 

 

 

 

 

ОКВДМ,

ОРФКР,

ОСО (пресс-служба)

 

 

 

Приложение 1. Таблица индикаторов

Приложение 1 

Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы государственного социального заказа Государственного агентства 

по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики на 2018-2020 гг.

Результаты

Наименование индикатора

Единица

измерения

Базовый год

Промежуточные индикаторы (годовые)

Конечные индикаторы или целевые показатели

Ответственный орган

1 год

2 год

3 год

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

 

Приоритет I. Эффективное привлечение граждан в занятия любительскими видами спорта и физической культурой.

1

Увеличивается доля детей и молодежи от 7 до 18 лет, принимающих участие в сдаче нормативов по физической подготовленности

 

Школьники, сдавшие нормативы ФП (4, 9, 11 класс)

 

Число школ, в которых внедрены нормативы ФП

%

 

 

 

 

  %

10%

 

 

 

 

н/д

10%

 

 

25%

12%

 

 

 

 

40%

15%

 

 

 

 

50%

15%

 

 

 

 

50%

ГАМФКС

 

 

 

 

ГАМФКС

2

Увеличение числа ЛОВЗ, занимающихся активными занятиями физической культурой и спорта

 

 

Количество ЛОВЗ,  занимающихся физической культурой и спорта

чел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н/д

 

 

 

 

 

 

 

 

150 чел

 

 

 

 

 

 

+200 чел

 

 

 

 

 

 

+300

чел

 

 

 

 

 

 

         650

чел

 

 

 

 

 

 

ГАМФКС

 

 

 

3

Увеличение числа сельских женщин, занимающихся активными занятиями физической культурой

 

Количество женщин в сельской местности, охваченных физкультурно-спортивным движением в рамках ГСЗ ГАМФКС

 

чел

н/д

500 чел

+500 чел

+500

чел

1500 чел

ГАМФКС

Приоритет II. Создание благоприятных условий для экономического и культурного развития молодых кыргызстанцев.

2

Молодые люди ориентированы на достижение экономической самостоятельности

 

- % целевой группы,  получившей образовательные услуги по достижению экономического благополучия

%

 

 

 

 

 

 

 

 

н.д.

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

15%

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

Не менее 30%

 

 

 

 

 

 

 

  ГАМФКС

 

 

 

 

 

 

 

 

Продвижение технологий, методов воздействия на культуру молодежи

- показатель ИБРМ  по культуре повышен

 

 

 

 

 %

 

 

 

 

 

 

 

 

0,36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАМФКС